Голосования

Ваше мнение о сайте:
 

Температура воды в море, Судак

Курс валют предоставлен сайтом kurs.com.ru

Яндекс.Метрика

Анализ сайта онлайн

Достопримечательности Судака


Горы Лягушка и Гребешок


Гора Лягушка, или Бакаташ, что в переводе означает Каменная Лягушка, расположена в 6 км от Судака по трассе Судак – Симферополь. Гора имеет пирамидальную форму, на восточном склоне которой образовалась своеобразная форма выветривания известняков, напоминающая гигантскую лягушку. Почти напротив нее, на расстоянии менее 1 км, находится гора Гребешок, или ТаракташСкальный Гребень. Село Дачное (бывшее Таракташ) просторно раскинулось между живописными вершинами этих двух гор.
С 1969 года гора Лягушка признана комплексным памятником природы местного значения. Местность в районе Дачного неоднократно подвергалась археологическим исследованиям. В 1995 г. у подножия горы Таракташ археологи изучили руины двух позднеантичных храмов — “малого” и “большого”. Судя по находкам, храмы действовали с I по V век н. э. В ближайших окрестностях известны и другие памятники античного времени — остатки строений, могильники, хозяйственные ямы. В средние века узкий участок долины между горами Таракташ и Бакаташ перегораживала оборонительная стена. Ее остатки были заметны еще в конце XIX века.
После присоединения Крыма к России на полуострове произошли значительные изменения в этническом составе населения. Большое количество крымских татар эмигрировало в Турцию. В разных частях полуострова возникали русские, украинские, немецкие, болгарские поселения и колонии. На месте Дачного в XIX веке находились две татарские деревни — Биюк Таракташ и Кучук Таракташ (Большой и Малый Таракташи). Обе деревни значительное время “сохранялись во всей чистоте ханского времени”. Лучше других об этом сказал Е. Марков: “Большой Таракташ спрятан в складке гор и смотрит совершенным кавказским аулом. Дома темного камня, двухэтажные над обрывами — бойницы бойницами. Малый Таракташ кругом дороги, с ярко разодетыми татарками, с белыми стариками в чалмах. Тут сплошное, непочатое мусульманство; ничто чуждое еще не расшатало его, не прососалось в него”. И сейчас еще улочки и переулки Дачного отчасти сохраняют колорит давно ушедшего прошлого. В некоторых местах село выглядит так же, как сто и двести лет назад. Сохранилась мечеть Аджи-бей в Биюк Таракташе, на плоской вершине правее шоссе Судак — Грушевка. Мечеть была возведена в конце XVIII века и использовалась по прямому назначению до 1930-х гг. В 1939 г. был снесен минарет, а в конце 1940-х годов пришел в запустение устроенный рядом фонтан. Подвод воды к фонтану осуществлялся от источников Ай-Георгия, по керамическим трубам. Водовод прокладывали австро-венгерские военнопленные в годы первой мировой войны. После Великой Отечественной войны здание приспособили под общежитие. Однако в 90-х годах XX века мечеть была реставрирована, и в настоящее время является действующей, призывая каждый день мусульман к молитвам.
Гора Лягушка имеет своеобразное сочетание скал, пещерок и камней. В верхней части южного склона горы имеется карниз высотой 6-7 м, сложенный песчаниками. Склон усеян крупными глыбами, скальными отторженцами, отколовшимися от карниза. Все это заросло редколесьем из грабинника, шиповника, держидерева.
С причудливой формой ползущей по склону горы лягушки связаны легенды Таракташа. Многие легенды касаются, главным образом, народного героя - джигита Алима, заступника бедняков и грозы богачей. Алим, разбойничавший в крымских лесах в 40-е гг. XIX столетия, безусловно, является одной из самых легендарных личностей во всей крымской истории. О разбойнике ходило множество рассказов, анекдотов, сцен. О нем писались повести и романы, ставились пьесы. Уже в советское время, в 1920-е гг., был снят художественный фильм “Песнь на камне”, где главную роль сыграл татарский танцор Хайри Эмир-заде. Л. Колли написал очерк “Подлинный портрет Алима”, а Н. Маркс включил одну из легенд в первый выпуск “Легенд Крыма” (1913 г.). Н. Маркс писал об Алиме: “Это был последний из ряда джигитов, с которыми русской власти пришлось считаться по присоединении Крыма к России. Он пользовался огромной популярностью и несомненной поддержкой среди татарского населения края. До безумия смелый и дерзкий, Алим, говорят, отваживался вступать в открытую борьбу с небольшими отрядами войск, был не раз окружен и схвачен, но каждый раз бежал из тюрьмы, пока, наконец, в 1850 г., по наказании шестью тысячами ударов розог, был сослан в каторгу”.
Приведем одну из таракташских легенд об Алиме. Один из утесов горы Бакаташ напоминает девушку в национальной татарской одежде. В те давние времена, гласит легенда, юная девушка из деревни Таракташ тайком от матери поднималась по ночам на скалу, где ее ждал возлюбленный, красавец разбойник. Однажды они договорились встретиться на рассвете и вместе бежать в. далекие края. Ранним утром девушка стала подниматься на скалу, чтобы соединиться с любимым, и в это время ее увидела мать. Горю и отчаянию старой женщины не было предела. В гневе прокляла она дочь, и та мгновенно превратилась в камень на утесе скалы.
Характерный силуэт Бакаташа, горы-Лягушки, сразу запоминающийся каждому, кто подъезжает к городу по симферопольской трассе, также является одним из символов Судака, не настолько популярный, как например, Генуэзская крепость, или красоты Нового Света, и к тому же часто трактуемый с оттенком иронии ("жаба" над городом); однако некоторые местные структуры используют его в своих логотипах.

 
Гора Сокол

При въезде в Судак открывается чудесный вид на Генуэзскую крепость, а чуть далее видна необычная гора, похожая на птицу, раскинувшую в полете крылья. Эта гора носит название Сокол.
Гора Сокол (Куш-Кая) - самый большой древний коралловый риф Крыма, поднявшийся из отступившего моря. Высота Сокола над уровнем моря 472 м, длина 1200 м, ширина от 800 до 1000 м. В переводе с крымско-татарского Куш-Кая – птица-скала. Древние римляне называли гору Сенатор - за гордый, величественный вид. У его подножья проходит дорога Судак - Новый Свет. Если смотреть на нее со стороны Нового Света, с близкого расстояния гора схожа с множеством труб фантастического органа. Кроме того, эта гора-риф похожа на хамелеона, так как меняет цвет при разном освещении: при ярком солнце она кажется белой, а после дождя приобретает различные оттенки фиолетового. С вершины горы Сокол открывается необъятная сверкающая даль Черного моря и обширная панорама Южного берега Крыма. На юго-западе далеко-далеко за горой Караул-Оба видна самая высокая Бабуган-яйла. У подножья серпантином извивается дорога из Судака в Ново-Светскую бухту, над которой склонилась еще одна птица-риф – гора Орел (Хоба -Кая). На востоке один за другим открываются виды на мысы Хыс-Куле-Бурун, Алчак-Кая и Меганом. На севере видны две вершины горы Перчем и скала Лягушка. Здесь немало археологических памятников античного и византийского периода. Крайне интересен подъём на гору, поэтому её облюбовали спортсмены-скалолазы. По форме гора Сокол напоминает массивную трёхгранную призму с очень крутыми восточным, южным и западным склонами, доступными только скалолазам.
Значительная часть горы покрыта заповедной Судакской, занесенной в Красную книгу, и можжевельником различной высоты. На восточных склонах чаще встречаются кедровое дерево и жасмин.
Покорить Сокол можно разными способами. Среди альпинистов пользуются популярностью восхождения по отвесным стенам южной и юго-западной стороны. Здесь проложены маршруты от первой до четвертой категории сложности. К сожалению, альпинизм часто опасен. У подножия горы можно обнаружить небольшие, закрепленные на скалах таблички в память о восхождениях, завершившихся трагически. Две такие таблички находятся рядом с шоссе, напротив войсковой части. Здесь начинается маршрут четвертой категории сложности.
Подняться на Сокол можно и со стороны Судака. Один из возможных путей ведет мимо скалы Чертов палец, или Жандарм. Начиная восхождение от шоссе Судак - Новый Свет, можно обнаружить хорошую тропу, промаркированную синими метками. Тропа проведет по самому сложному, скалистому участку подъема, обходя Чертов палец слева, и дальше до самой вершины.
С горой Сокол связывают предания о жизни и деятельности в Новом Свете Л.С. Голицина. Согласно преданию, Лев Сергеевич задумал построить для одной из своих дочерей замок на скале Соколенок, возвышающейся над Новым Светом. Осуществить этот замысел помешало разорение князя. Голицын успел только провести дорогу от своего дома к месту предполагаемого строительства. Дорога, укрепленная в некоторых местах мощными опорными стенами, и в наше время просматривается очень хорошо. Начало ее легко обнаружить, если пройти по асфальтированной дороге от дома-музея Голицына в сторону горы Сандык и за последними поселковыми домами и огородами повернуть направо.
У дороги можно увидеть цветущий и плодоносящий кактус. Съедобные плоды кактуса, как и все растение, покрыты множеством мелких колючек. Обогнув глубокий овраг, старая дорога возвращается к поселку и в районе котельной теряется за современными постройками. Через несколько сот метров продолжение ее обнаруживается на горном склоне, левее шоссе, напротив пансионата “Новый Свет”. Попетляв по лесу, дорога выведет к старому мосту, проложенному через неглубокий овраг. В последнее время полотно дороги перед мостом сильно размыло дождями. К тому же арка под ним недавно была зацементирована, и все сооружение превратилось в плотину, удерживающую дождевую и талую воду. Тем самым интересный памятник архитектуры был поставлен под угрозу разрушения.
За мостом начинаются развилки и ответвления. Голицынская дорога, превратившись в тропу, уходит направо и скоро выводит на Соколенок. Центральная тропа ведет в сторону Судака, а ее правое ответвление - на вершину Сокола. Двигаясь налево по тропе вдоль оврага, спустя непродолжительное время можно выйти к Анастасийскому источнику. И сейчас еще от местных жителей можно услышать легенду, согласно которой источник получил название по имени любовницы Голицына. В действительности название гораздо древнее: в средние века рядом находился монастырь св. Анастасии. В наше время от него не осталось и следа.

 
Гора Ай-Георгий

Гора Манджил, возвышающаяся над Судакской долиной с восточной стороны - высшая точка хребта Токлук, она возвышается на 500 м над уровнем моря. Вторым своим названием - Ай-Георгий - гора обязана монастырю святого Георгия, который располагался у ее подножия в средние века. Монастырь опустел при выходе из Тавриды греков в конце XVIII века, свод и стены обрушились, и теперь остались только развалины. При раскопках монастыря в кладке его стен была обнаружена каменная плита III в. н. э., с посвящением греческой богине Деметре, которую чтили на Боспоре. Можно предположить, что христианский монастырь появился на месте более древнего языческого храма. Если это предположение правильно, то возраст культового сооружения у подножия Ай-Георгия может превышать две тысячи лет. Гора Ай-Георгий хорошо просматривается из любой точки города. Безлесая обрывистая вершина, увенчанная практически незаметным снизу триангуляционным знаком, левее ее - обрывы тысячелетних скал и густые непроходимые леса, правее, на южных отрогах - почти безжизненные сыпучие балки и овраги. На склоне горы, под скальным участком в месте образования оврага, приблизительно на высоте 498 м, в 2 км к востоку от Судака и на север от горы Алчак-Кая, находится источник. Источник очень обилен, он не пересыхает даже в самое жаркое лето. Здесь под искусно выложенной стенкой с вмонтированной иконкой и находится этот замечательный источник. Вода прохладная даже в самое жаркое время года. Рекомендуется набор воды производить не из ванночки источника, а из трубы. Посетители родника, в основном православные паломники и местные жители, реже туристы и отдыхающие. На площадке у источника есть место под 1-2 палатки. Когда-то воды Ай-Георгия снабжали всю Судакскую долину и даже Дачное - Таракташ. Остатки керамических труб разных времен встречаются на Ай-Георгии повсеместно. Далее встретится еще один источник, больше похожий на неглубокий колодец. В свое время отсюда также тянулись вниз водоводы. Еще относительно недавно вода наполняла в долине резервуары, предназначенные для водопоя скота. 

Вершина Ай-Георгия - прекрасная обзорная точка. Отсюда открываются разнообразные пейзажи: горы Алчак и Меганом, урочище Капсель, крепость и вся Судакская долина.

 

 
Гора Перчем

Перчем (в переводе – «грива») – самая высокая гора в окрестностях Судака. Она растянулась на западе целой грядой, имея не одну, а несколько вершин, и трудно сказать с полной определенностью, какая именно из них достигает 576 м над уровнем моря. Для историков Перчем – самая интересная из всех судакских вершин. Следы человеческой деятельности различных эпох обнаруживаются здесь повсюду. Например, Паллас в конце XVIII в. видел здесь еще действующие каменоломни; из добываемого плотного песчаника изготавливались мельничные жернова, другие изделия. Рекомендуется начать восхождение на Перчем с расщелины горы Голая. По пути, с виноградника, открываются живописные виды на море, Генуэзскую крепость, Алчак, гору Ай-Георгий и далее по кругу – Таракташ, Бакаташ. Воистину, чтобы насладиться захватывающими пейзажами из серии «с высоты птичьего полета», далеко не всегда нужно карабкаться в гору. В расщелине горы Голая находится пещера. Феодосийские спелеологи из клуба «Кара-Даг» назвали ее Судакской пещерой. Когда преодолеваем перед последней виноградной плантацией не очень глубокий овраг, видны остатки одного из средневековых монастырей Судакской долины. При раскопках, проводившихся в 1992 г., отчетливо проступили фундаменты стен и алтарная часть храма. Основать монастырь могли в VIII в. греческие монахи, бежавшие в Таврику из Византии в период иконоборчества. В XIII в. монастырь был разрушен ордынцами, возможно, даже сожжен, а его территория была превращена в кладбище. От остатков монастыря начинается подъем на Перчем по хорошо утоптанной и даже промаркированной тропе. В этом районе в лесных чащах затерялись руины еще одного древнего храма. Храм почти исчез, от него осталась только бесформенная груда камней. Выбравшись на верхнее плато, некоторое время идем по цепочке полян на юго-запад, в сторону горы Сокол. Отсюда открываются роскошные виды на Судакскую долину и, с противоположной стороны, соседнюю Токлукскую. Спускаться с горы легко и весело. Прямо по тропе, на небольшой седловине, высоко над городом, можно увидеть руины еще одного древнего монастыря, которых так много было в окрестностях Судака в эпоху средневековья. Монастырь под вершиной Перчема сохранился относительно лучше других. Общая его площадь достигает 215 кв. м. При строительстве его территория была засыпана щебнем, что позволило сровнять поверхность и создать ровную горизонтальную площадку. Монастырский комплекс состоял из храма, внутреннего хозяйственного дворика и жилого помещения – кельи, которая одновременно служила и трапезной. Перед входом в храм археологи обнаружили несколько погребений. Этот монастырь называют Византийским. Возникший в VIII веке, монастырь был покинут в XV веке, в связи с турецким нашествием, и на протяжении последующих столетий медленно разрушался. Его остатки были надежно укрыты землей. После завершения раскопок памятник не был законсервирован и сейчас быстро разрушается. Этому способствуют не только природные стихии, но и, конечно же, люди, наши современники, мечтающие откопать здесь клад или просто проверяющие на прочность уцелевшую кладку. Спускаясь от развалин монастыря далее вниз по тропе, находится источник, по всей вероятности обеспечивавший монастырь водой. Вода в нем прохладная и на вкус сладковата. В паре метров выше стока есть яма-копанка, которая используется, по-видимому, для отстоя воды. С источником связана историческая легенда, которую мы передаем здесь в записи судакского журналиста А. Овчинникова.“Нет, Надия не была ветреницей. Просто ярко светило солнце, были белыми облака, синим — море. Около банки, на которой сидел ее отец меняла, всегда толпился народ. Высокие и стройные русы, сладкоголосые греки, горячие кавказцы, гордые генуэзцы. Не только нужда заставляла их простаивать около банки хромого Ильи, но и возможность взглянуть на его дочь, которая иногда появлялась у конторки. Благонравной дочери, конечно, не разрешалось глазеть на посторонних мужчин, но Надии удавалось найти себе занятие неподалеку от отца. С недавнего времени напротив их дома все чаще стал появляться высокий нескладный юноша, кажется, из духовных, судя по его хламиде. То, что он приходил не случайно, было видно по тому, как он пытался найти себе занятие. Указывал дорогу тем, кто не нуждался в его советах, влезал под колеса проезжавшей арбы, а потом выслушивал упреки арбакеша, служил переводчиком армянину-сапожнику, который знал все языки Судака.
Скоро Надия узнала, что зовут его Никита, он послушник Ай-Никитского монастыря. Единственным достоинством, отличавшим его от других ухажеров, были крупные печальные глаза, затененные густыми ресницами. А в остальном жених он был совсем никудышный. Стать попадьей? Нет. Но Надия держала его про запас. Несколько раз бросала на него томные взгляды, а однажды позволила ему выстоять рядом с собой обедню в храме святой Софии. Тут появился красавчик офицер из дворцовой охраны. У него были тонкие усики, пламенный взгляд и ухватки заядлого сердцееда. Словом, все, что как раз и кружит голову юным девушкам. Когда офицер пошел в прямую атаку на ее сердце, Надия вспомнила о Никите и решила позабавиться. С мальчишкой-рассыльным отправила ему записку, где назначила свидание на дальней окраине города, на Перчем-горе. Там женщины из Судака брали воду в источнике для стирки и мытья волос. Считалось, что девушке, помывшей волосы водой из источника, наверняка улыбнется ее любимый. Поэтому место свидания не вызвало удивления у Никиты. Но время... Ведь полночь — не лучшее место для прогулок. Однако Никита отбросил сомнения. Как часовой, провел он всю ночь у источника. Вот хрустнула ветка. Не она ли идет? А может, ее задержала стража? Или разбойники? С лучами солнца заснул измученный парень. Разбудили его женские голоса, которые обсуждали последние городские новости. Среди них была самая невероятная: православная Надия выходит замуж за генуэзца-католика. А венчаться они будут в католическом храме Сан-Пауло. С трудом уяснил себе Никита, что речь идет о его любимой. Руку прокусил, чтобы не застонать. Лишь к вечеру утихла буря в его чувствах. А еще через день оформилась мысль: он никогда не услышит от Надии издевки, он вообще не увидит людей! Неподалеку от источника Никита выбрал пещеру и поселился в ней. Днем прятался в глубокой нише, а ночью выходил к источнику. Никто не видел его: он всегда успевал скрыться. Сердобольные старушки оставляли около пещеры еду. Иногда он брал ее, иногда нет. О том, что его не стало, узнали по тому, что еда осталась нетронутой целый месяц. Так появились в Судаке источник верности и скит неразделенной любви”.От источника спускаемся по тропе в Уютное, мимо глубоких и очень живописных оврагов, по дну которых в дождливую пору обильно текут ручьи и струятся водопады.

 
Лисья бухта

Лисья Бухта – это залив Чёрного моря у подножия горного массива Эчки-Даг. Протяжённость бухты составляет приблизительно 4-5 километров. Рельеф побережья изрезанный, перепады высот очень значительные, составляют сотни метров. Множество плато, холмов и скал. В Лисьей бухте находится большое количество серой-голубой вулканической глины (кил), которую используют для принятия грязевых ванн. Из живности можно отметить наличие мидий на некоторых камнях восточного побережья, крабов и очень много чаек. В последние годы, как и практически везде в Черном море, на побережье расплодились рапаны, истребляющие мидий и прочих мелких двустворчатых моллюсков. В Лисьей бухте обитают сколопендры, редкие виды змей, множество ящериц. Растительность небогата и представлена в основном невысокими деревьями и кустарниками. В предгорьях растет эфедра, каперсы. У побережья обитает барабулька, морской язык, калкан, катран, горбыль, скорпена, кефаль, бычки, морской налим, ставрида, морской дракончик, на глубине более 7-10 метров — морская лисица и скат-хвостокол. Лисью Бухту называют краем свободы, счастья и первозданной красоты, это известное место в Крыму среди любителей палаточного отдыха. Добраться в эту туристическую Мекку можно минимум тремя способами. Первый - автомобилем от Щебетовки. Второй - по побережью от Биостанции и поселка Курортное до палаточного городка: около получаса романтического путешествия по кромке прибоя. Третий способ - пеший поход от Щебетовки, минуя подножие Эчки-Дага: часа полтора-два путешествия по лесной дороге и живописным предгорьям. Море чистое, приятное и хорошо прогревается. Тенистая долинка, которую местные жители называют Зеленка, заросла кустами и невысокими деревцами. Место для палатки можно найти всегда, ибо его тут много. Вода есть, в роднике. В июле по долинке протекает даже ручеек. Лисья бухта - широко известный пляж нудистов всего бывшего Союза. Здесь собирается весьма интересная и примечательная публика – нудисты, йоги, хиппи, панки и другие неформалы. Растаманы – так называют себя жители Лиски, проводящие там время практически с мая до октября. Согласно свидетельствам историков, современные нудисты - далеко не первые люди, которые облюбовали бухту для отдыха в голом виде. Первыми были питекантропы. Археологи уверяют, что район Лисьей бухты и Эчки-Дага был освоен человеком в глубокой древности. Здесь найдены около 20 стоянок прачеловека, типа питекантропа или синантропа.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2