Голосования

Ваше мнение о сайте:
 

Температура воды в море, Судак

Курс валют предоставлен сайтом kurs.com.ru

Яндекс.Метрика

Анализ сайта онлайн

Горы Лягушка и Гребешок


Гора Лягушка, или Бакаташ, что в переводе означает Каменная Лягушка, расположена в 6 км от Судака по трассе Судак – Симферополь. Гора имеет пирамидальную форму, на восточном склоне которой образовалась своеобразная форма выветривания известняков, напоминающая гигантскую лягушку. Почти напротив нее, на расстоянии менее 1 км, находится гора Гребешок, или ТаракташСкальный Гребень. Село Дачное (бывшее Таракташ) просторно раскинулось между живописными вершинами этих двух гор.
С 1969 года гора Лягушка признана комплексным памятником природы местного значения. Местность в районе Дачного неоднократно подвергалась археологическим исследованиям. В 1995 г. у подножия горы Таракташ археологи изучили руины двух позднеантичных храмов — “малого” и “большого”. Судя по находкам, храмы действовали с I по V век н. э. В ближайших окрестностях известны и другие памятники античного времени — остатки строений, могильники, хозяйственные ямы. В средние века узкий участок долины между горами Таракташ и Бакаташ перегораживала оборонительная стена. Ее остатки были заметны еще в конце XIX века.
После присоединения Крыма к России на полуострове произошли значительные изменения в этническом составе населения. Большое количество крымских татар эмигрировало в Турцию. В разных частях полуострова возникали русские, украинские, немецкие, болгарские поселения и колонии. На месте Дачного в XIX веке находились две татарские деревни — Биюк Таракташ и Кучук Таракташ (Большой и Малый Таракташи). Обе деревни значительное время “сохранялись во всей чистоте ханского времени”. Лучше других об этом сказал Е. Марков: “Большой Таракташ спрятан в складке гор и смотрит совершенным кавказским аулом. Дома темного камня, двухэтажные над обрывами — бойницы бойницами. Малый Таракташ кругом дороги, с ярко разодетыми татарками, с белыми стариками в чалмах. Тут сплошное, непочатое мусульманство; ничто чуждое еще не расшатало его, не прососалось в него”. И сейчас еще улочки и переулки Дачного отчасти сохраняют колорит давно ушедшего прошлого. В некоторых местах село выглядит так же, как сто и двести лет назад. Сохранилась мечеть Аджи-бей в Биюк Таракташе, на плоской вершине правее шоссе Судак — Грушевка. Мечеть была возведена в конце XVIII века и использовалась по прямому назначению до 1930-х гг. В 1939 г. был снесен минарет, а в конце 1940-х годов пришел в запустение устроенный рядом фонтан. Подвод воды к фонтану осуществлялся от источников Ай-Георгия, по керамическим трубам. Водовод прокладывали австро-венгерские военнопленные в годы первой мировой войны. После Великой Отечественной войны здание приспособили под общежитие. Однако в 90-х годах XX века мечеть была реставрирована, и в настоящее время является действующей, призывая каждый день мусульман к молитвам.
Гора Лягушка имеет своеобразное сочетание скал, пещерок и камней. В верхней части южного склона горы имеется карниз высотой 6-7 м, сложенный песчаниками. Склон усеян крупными глыбами, скальными отторженцами, отколовшимися от карниза. Все это заросло редколесьем из грабинника, шиповника, держидерева.
С причудливой формой ползущей по склону горы лягушки связаны легенды Таракташа. Многие легенды касаются, главным образом, народного героя - джигита Алима, заступника бедняков и грозы богачей. Алим, разбойничавший в крымских лесах в 40-е гг. XIX столетия, безусловно, является одной из самых легендарных личностей во всей крымской истории. О разбойнике ходило множество рассказов, анекдотов, сцен. О нем писались повести и романы, ставились пьесы. Уже в советское время, в 1920-е гг., был снят художественный фильм “Песнь на камне”, где главную роль сыграл татарский танцор Хайри Эмир-заде. Л. Колли написал очерк “Подлинный портрет Алима”, а Н. Маркс включил одну из легенд в первый выпуск “Легенд Крыма” (1913 г.). Н. Маркс писал об Алиме: “Это был последний из ряда джигитов, с которыми русской власти пришлось считаться по присоединении Крыма к России. Он пользовался огромной популярностью и несомненной поддержкой среди татарского населения края. До безумия смелый и дерзкий, Алим, говорят, отваживался вступать в открытую борьбу с небольшими отрядами войск, был не раз окружен и схвачен, но каждый раз бежал из тюрьмы, пока, наконец, в 1850 г., по наказании шестью тысячами ударов розог, был сослан в каторгу”.
Приведем одну из таракташских легенд об Алиме. Один из утесов горы Бакаташ напоминает девушку в национальной татарской одежде. В те давние времена, гласит легенда, юная девушка из деревни Таракташ тайком от матери поднималась по ночам на скалу, где ее ждал возлюбленный, красавец разбойник. Однажды они договорились встретиться на рассвете и вместе бежать в. далекие края. Ранним утром девушка стала подниматься на скалу, чтобы соединиться с любимым, и в это время ее увидела мать. Горю и отчаянию старой женщины не было предела. В гневе прокляла она дочь, и та мгновенно превратилась в камень на утесе скалы.
Характерный силуэт Бакаташа, горы-Лягушки, сразу запоминающийся каждому, кто подъезжает к городу по симферопольской трассе, также является одним из символов Судака, не настолько популярный, как например, Генуэзская крепость, или красоты Нового Света, и к тому же часто трактуемый с оттенком иронии ("жаба" над городом); однако некоторые местные структуры используют его в своих логотипах.